ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
Консультация для родителей


           Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним! Ведь для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает  большой   силой  эмоционального  воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
          Очень часто родители считают, что ребёнка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребёнку необходимо слушать музыку. У маленьких детей музыка вызывает эмоциональный отклик, стремление к действию, хотя эти переживания ещё слабы и не совсем осознанны. Ранние музыкальные впечатления запоминаются порой на всю жизнь. 
          Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Новорожденным детям раннего возраста, жизненный и эмоциональный опыт очень мал, рекомендуется слушать произведения светлой гаммы чувств (спокойные, нежные,  веселые, шутливые, немного грустные).  В этом возрасте очень важно,  чтобы музыка вызывала положительные эмоции – радости, упокоения. В старшем возрасте  опыт деятельности проявляется в пении ребёнка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребёнка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребёнком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки.
          К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребёнка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребёнком.
         Если вы хотите научить ребёнка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. 
         Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.  Для старших дошкольников это могут быть пьесы, специально написанные для детей, например «Детский альбом» П. И. Чайковского. 
         После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка. 
        Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.
        Информацию о выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе. 
       Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребёнка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребёнка узнать воспроизведенные в музыке явления. 

    Рекомендации по слушанию:

1.    П. И. Чайковский «Детский альбом»
2.    С. Прокофьев «Детская музыка»
3.    Р. Шуман «Альбом для юношества»
4.    А. Гречанинова «Детский альбом»
5.    А. Климов «Детский альбом»
6.    А. Климов «Музыкальный календарь природы»
7.    Произведения С. Майкапара
8.    Колыбельные песенки